ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Урок и здоровье школьников"

Сегодня в школу пришло новое поколение учеников, чье детство проходит у экранов телевизоров, компьютеров и других технических средств. Они растут в совершенно ином информационном пространстве, чем предыдущие поколения школьников. Меняются время, люди, социальный климат и человеческие отношения, следовательно, обучение и воспитание детей не должно стоять на месте. Оно должно постоянно совершенствоваться, приобретать новые качества, чтобы будущее поколение было высокообразованным, культурным и востребованным во всех сферах жизни. Кто же должен готовить этих людей к жизни, к деятельности в науке и производстве? Ответ однозначен - учитель, педагог. 
         Но какими бы специфическими качествами, необходимыми для успешной деятельности (великодушие, широта кругозора, склонность к поиску), ни обладал учитель, как бы эффективно ни использовал новые информационные технологии на уроке, никогда, ни при каких обстоятельствах он не должен забывать о самочувствии, настроении, психическом состоянии детей – в общем, об их здоровье.
    Проблему здоровья подрастающего поколения одной медицине решить не под силу. Решение задачи формирования здоровья учащихся обязаны взять на себя в образовательных учреждениях учителя, воспитатели, родителя, общественность [1].
    Об этом во вступительной части книги «Здоровый образ жизни в современных общеобразовательных учреждениях» писал губернатор Белгородской области Е.С.Савченко: «Педагоги, родители, все взрослые обязаны позаботиться о том, чтобы здоровый образ жизни стал для ребенка правилом поведения, стилем его жизни, состоянием души. Сделать все, чтобы в семье, обществе формировался культ здорового человека, уважались люди спортивные, выносливые, мобильные, чтобы на них равнялись, с них брали пример» [2].  
На каждом своём уроке и внеурочное время я стараюсь дать детям знания по вопросам здорового образа жизни, знания, которые способствуют снижению распространения вредных привычек и факторов риска возникновения заболеваний. Стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок понял важность личного отношения к своему здоровью, к необходимости использования первичных мер профилактики. 
Основным источником знаний о здоровье является урок с использованием различных таблиц, диаграмм, всяких печатных пособий, репродукций картин художников, технических средств обучения и т.д. Подмечаю утомляемость детей начальной школы при напряженной работе, особенно на уроках русского языка, математики. Им приходится много писать, большую нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. По моим наблюдениям, утомляемость наступает минут через 25 после начала урока. Снять наступающее утомление, восстановить эффективность урока и его результативность мне помогают физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего или локального утомления детского организма. Во избежание усталости на уроках чередую различные виды работ – самостоятельную, с учебником устно и письменно, творческие задания, индивидуальную и коллективную работу.
    Эмоциональный климат урока с чувством юмора, искренним смехом учителя и ученика стоит не меньше, чем проведение физкультминуток. Добрый смех снимает не только утомляемость, но и стресс, нервозность, возбудимость, агрессивность. В моём арсенале много шуточных приключений, анекдотов, неувязок из жизни детей на занятиях в школе, дома. Пример: девочке был задан вопрос: «Что означает слово «стачка»?. Недолго думая, она ответила: «Это  двухколёсная телега для перевозки небольших кладей». На вопрос: «Почему стачка потерпела поражение?» она сказала, что у тележки отскочило колесо. Дружно смеются ребята от такого ответа. Или вот ещё: один ученик написал вместо «Кто глядит из-за угла?» – «Кот глядит из-за угла». У А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане» есть строфа: «Распроклятая ты мошка, я тебя, – она в окошко»,  ученик прочитал: «Распроклятая ты Машка, я тебя, она в окошко». У А.Н.Некрасова в стихотворении: «Что ты жадно глядишь на дорогу» есть строка: «Будет бить тебя муж – привередник…», ученик прочитал: «Будет бить тебя муж – проповедник…». И вновь ребята весело смеются.
    Привожу в классе примеры из жизни ребят: «Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!», «Мы ходим на прогулку - мы прогульщики!», «Лодырь – человек, делающий лодки», «Спец - это человек, который любит поспать». 
    Заранее на доске пишу несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 40-50 лет назад. Предлагаю ребятам дать объяснение каждому из этих слов. Вот ответы этой своеобразной анкеты:
    Барышник – «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями».
    Алтарь – «житель Алтая».
    Приказчик – «Тот, кто издает приказы».
    Лапотник – «медведь, у которого болят лапы».
    Устанавливаем правильные ответы. Детям вновь становится смешно от своей неосведомленности, но самое главное - урок не причинил вреда здоровью учащихся.
    Для активного отдыха на уроках русского языка у меня собран материал скороговорок, шуточных стихов, потешек, загадок. Используется он для проведения фонетических зарядок:

Звук А
У слона была жена
Матрёна Ивановна
И задумала она
Книжку прочитать
Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата» - 
Ничего не разобрать
(К. Чуковский)
Карп Карлыч
У Карла Карпыча
Карпа купил
(И. Демьянова)    Звук У
Рано утром – тук, тук, тук
На балконе чей-то стук
Тихо-тихо, ни гугу – 
Воробьишки на снегу
(В. Кудрявцева)
Звук О
Дин-дон, дин-дон,
В переулке ходит слон,
Серый, серый сонный слон
Дин-дон, дин-дон…
(И. Токмакова)
    Для этой же цели используются ритмостихи-забавки и считалки на уроках чтения, загадки.
    Две кукушки, две болтушки 
Повстречались на опушке, 
Сели рядом на суку 
И кричат: Ку-ку! Ку-ку… 
Если хочешь, посчитай, 
А не хочешь - вылетай. 
(В. Голяховский).
    Шел Егор через бор, видит: вырос мухомор.
    «Хоть красив, а не беру», - вслух сказал Егор бору.
    «Верно ты сказал Егор», - так ему ответил бор.
(А. Прокофьев)
    Загадки:
    «Шёл-шёл без дорог. 
Где шёл – там и лег. 
До весны полежал, 
А весной побежал» (снег).

    «Она под ногой ходит вниз головой. 
Землю кусает – в сторону бросает» (лопата).

«Взойдешь на крыльцо – она смотрит в лицо.
Потом, как другу, подает руку» (дверь).

«Склеена, сшита, без дверей, а закрыта.
Кто её открывает – многое знает» (книга) [3].

Бодрость, хорошее настроение, желание продолжить работу получают дети после игр, в которых используются фразеологизмы. Вот примеры викторины «Как говорят?»:
а) О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-нибудь (Фома неверующий).
б) О том, кто часто меняет свои решения (Семь пятниц на неделе).
в) О том, кто склонен к мошенничеству, воровству (На руку нечист).
г) О кротком, безобидном человеке (Мухи не обидит).
д) О человеке, который держится неестественно прямо (Будто аршин проглотил).
е) О болтливом человеке (Язык без костей).
Использую на уроках и другие игры: «Подбери выражение» (лото), «Что это?» (загадки-шутки), «Полминутки для шутки», «Расшифруй запись», «Реши кроссворд». 
Правильное рациональное питание – важнейший фактор здоровья. От него зависит работоспособность человека, продолжительность жизни. Оно задерживает наступление старости, предупреждает все заболевания. Дети должны знать о правильном питании, о том, какая пища им необходима, о том, что она состоит из множества веществ, которые идут на построение тела, возобновление утраченных тканей, снабжение энергией. Интересные цифры я довожу до сведения  учеников на своих уроках. Например, ученые подсчитали, что за 70 лет жизни (эта цифра считается средней продолжительностью жизни в России) человек съедает приблизительно 8 тонн хлебобулочных изделий, до 12 тонн картофеля, 6-7 тонн мяса и рыбы, 10-12 тысяч яиц, выпивает 10-14 тысяч литров молока. На приём пищи уходит примерно 6 лет человеческой жизни. 
С помощью различных примеров, высказываний, средств наглядности стараюсь на своих уроках показать детям роль правильного питания. С этой же целью использую творчество поэтов, писателей, художников, ведь искусство помогает лучше понимать реальный мир, учит видеть и любить прекрасное. Не случайно Н.Г.Чернышевский называл искусство «учебником жизни», который не только помогает познавать мир, но и воодушевляет на борьбу за лучшее, счастливое будущее, служит пропаганде здорового образа жизни и укреплению здоровья.
 
Литература
1. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Т. Педагогика здоровья, С.-Петербург, 1994 г.
2. Тимофеев С.П., Луханин В.В., Колесников А.Г. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях. Методические рекомендации, Белгород, 2004.
3. Акишина А.А. Игры на уроках русского языка: Учеб. нагляд. пособие / А. Акишина, Т. Жаркова, Т. Акишина,  2-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1990.

 
Категория: Мои статьи | Добавил: HMF (23.08.2014)
Просмотров: 300 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar